ТЕХНОЛАБ

Автор: Administrator. Опубликовано в Дополнительное образование

Парциальная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров", Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В Тимофеева

Возрастные группы: старшая группа, подготовительная к школе группа

Охват детей - 100%

 

Конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях.

В педагогике робототехника интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с конструктором здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для  полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспекта в целостном процессе обучения.

Конструирование роботов с детьми 5-8 лет – это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе по направлению  «Образовательная робототехника».  В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Конструирование  в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.

Главная цель занятий  - научить детей наблюдать,  подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать, экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми.

При системном использовании образовательного конструктора происходит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Образовательный  конструктор позволяет охватывать  определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

Социально – коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения при работе с конструктором.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов  детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целого, пространстве и времени,  движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие  включает обогащение активного  словаря; развитие связной, грамматически  правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности детей.

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

 

Цель программы – формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении  различных видов роботов.

Задачи программы

Обучающие:

  • формирование представлений о роботе,  способах конструирования из деталей конструктора.

Развивающие:

  • расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно – эстетического вкуса;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль,  коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных  процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
  • создание условий для творческой самореализации формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно – преобразующей деятельности.

Воспитывающие:

  • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты конструкторской  деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Играя образовательным конструктором, дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа создает для этого самые благоприятные  возможности.